Хотелось бы кратко рассказать об образовании в Мозамбике. Не претендуя на серьёзный анализ или полноту изложения, постараюсь описать основные особенности системы образования в стране и поделюсь своими впечатлениями и ассоциациями.
Основные принципы образования, на мой взгляд, не сильно отличаются в разных странах. Образование в Республике Мозамбик является правом и обязанностью всех граждан. Государство обеспечивает граждан большими и равными возможностями в осуществлении данного права. Это закреплено Конституцией Республики Мозамбик.
После обретения в 1975 году независимости от Португалии в Мозамбике началось развитие различных отраслей, в том числе и образовательной сферы, претерпевшей значительные изменения. Так, в стране началось возведение зданий, в которых размещались учебные заведения, составление программ обучения и формирование обновленной системы образования. Следует отметить, что правительство Мозамбика, испытывавшего острую нехватку в квалифицированных специалистах, выделяло на развитие в стране образования значительные средства [4]. Действительно, правительство Мозамбика с 1975 года установило высокий приоритет образования, и значительная часть бюджета страны идёт на развитие образования. Думаю, что процент средств из бюджета страны, выделяемых на образование, в Мозамбике выше по сравнению с Россией.
Образование в Мозамбике состоит из трёх ступеней: начальная, средняя и высшая. В Мозамбике бесплатное начальное образование (1-5 классы школы первой ступени) и среднее (6-12 классы школы второй ступени), доступное каждому.
По данным [3], в 2010 году уровень грамотности населения составлял 56.1% (70.8% мужчин и 42.8% женщин).
Чем объяснить такие низкие цифры при относительно высоком внимании правительства Мозамбика к сфере образования?
Как отмечено в [4], длительное время прогресс в развитии образовательной сферы наблюдался исключительно в больших городах, в то время как в сельской местности, где подавляющая часть населения является безграмотной, ситуация оставалась прежней. Так, в 2007 году большинство детей, проживающих в селах, не посещали школьных занятий.
Основными причинами безграмотности среди жителей сельской местности являлись материальные трудности, которые не позволяли родителям отправить своего ребенка в школу, а также религиозные убеждения и обычаи, отвергающие получение образование как неправильное деяние.
Вместе с тем, в крупных городах наблюдается совсем иная картина, нежели в сёлах. Там, и особенно в столице Мапуту, доля грамотных людей, а также людей со средним образованием значительно выше. Большинство детей городских жителей, начиная с семилетнего возраста, посещают школы, где учатся до 16 лет. Помимо государственных бесплатных школ имеются частные платные, и доля детей, которых родители предпочитают отдавать в частные школы, постоянно растёт. Однако я не согласен с высказыванием из [4], где говорится, что большинство детей городских жителей посещают платные школы, и думаю, что в настоящее время доля таких детей составляет меньше 50%. По завершении средней школы дети получают диплом и могут продолжить своё образование дальше, поступив в колледж или вуз.
Система высшего образования в Мозамбике имеет как сходные черты с российской, так и отличия от неё. Как и в России, высшее образование двухступенчатое: бакалавриат и магистратура, причём магистратура имеется лишь на части факультетов некоторых вузов. В государственных вузах обучение для получения квалификации бакалавра на дневной форме бесплатное, на вечерней, а также в магистратуре (там, где она открыта) платное.
Среди государственных вузов выделяется старейший в стране Университет Эдуардо Мондлане (UEM), основанный в 1962 году и являющий флагманом образования в Мозамбике (можно сравнить с ролью МГУ в СССР).
В 2012 году Мозамбик отметил 50-летний Юбилей системы высшего образования. Интересно, что второй вуз в стане, Педагогический Университет, был основан лишь в 1985 году, уже в независимом Мозамбике. По данным Министерства Образования и Общественного Развития Мозамбика, опубликованным в [1], в 2012 году в Мозамбике было 17 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось более 81 тысячи студентов, и 28 частных вуза с численностью студентов более 42 тысяч. Так что за последние 30 лет прогресс впечатляет! Количество высших учебных заведений, а также общее число студентов и преподавателей вузов в Мозамбике постоянно растёт.
По данным [1], в 2012 году в вузах Мозамбика работало по контракту 13915 преподавателей, из них большинство мозамбиканцев, и лишь 961 приглашённый из разных стран. Ещё 15-20 лет назад картина была совершенно иная, причём доля приглашённых профессоров, в основном из России и других стран, образовавшихся после распада СССР, был существенно выше. Создание, развитие и рост местной интеллектуальной элиты – одно из достижений страны за последние десятилетия.
Тем не менее, следует отметить, что поступить в Мозамбике в государственные вузы на очную форму обучения абитуриентам достаточно сложно, так как количество мест сильно отстаёт от спроса, то есть желания многих выпускников средних школ продолжать учиться.
Статус учителя и преподавателя в Мозамбике, в сравнении со другими категориями населения, весьма высок. Студенты понимают, что высшее образование в Мозамбике и, как следствие, профессиональная реализация по полученной специальности обеспечит качество жизни существенно выше среднего по стране. Думаю, в этом, наряду с естественным стремлением к получению знаний, заключена причина огромных конкурсов в вузы.
В Мозамбике, как и в России, происходит интеграция в мировую систему образования, активно обсуждается, каким образом интегрироваться с учётом особенностей страны. В новых учебных программах, как правило, сокращается количество аудиторных часов и увеличивается количество часов на самостоятельную работу.
Подробнее расскажу об Университете Эдуардо Мондлане (UEM), где на протяжении уже 11 лет работаю в должности доцента на департаменте (кафедре) математики и информатики.
В настоящее время в UEM имеется 10 факультетов (инженерный, медицинский, юридический, естественных наук и др.), 6 высших школ и 14 НИИ. На факультете естественных наук имеется три департамента (кафедры): математики и информатики, физики, химии. На департаменте математики и информатики, в свою очередь, 4 секции: математики, информатики, статистики и географической информации.
Как видим, в академической структуре на одну организационную единицу больше, чем в российских вузах (где есть факультеты и кафедры, но нет секций). Преподаватели секции математики, где я работаю, читают математические дисциплины не только для студентов своего факультета, но и других, например, инженерного, агрономического.
По данным официального сайта университета, в 2012 году в UEM обучалось 30335 студентов и 30 аспирантов, работало 1659 доцентов и 2886 человек административного и технического персонала.
Вступительные экзамены и зачисление абитуриентов в университет проводятся в январе, в разгар лета. Учебный год начинается, как правило, в середине февраля, всегда с понедельника (дата зависит от начала недели, к примеру, в этом году 15 февраля). Учебный год состоит из двух семестров, каждый продолжительностью 16 недель плюс сессия в конце семестра.
Между семестрами — короткие зимние каникулы в июле. Учебные занятия на нашей кафедре проходят парами, по 80 мин каждая без перерыва между учебными часами и с 5-минутным перерывом между парами.
В UEM практикуется рейтинговая система контроля качества знаний студентов. В течение семестра по определённой дисциплине, как правило, проводится две или три контрольных работы (teste), чаще всего письменных. Это может быть контрольная работа с рядом задач или теоретических вопросов, либо тест с выбором правильного ответа из пяти представленных, с большим количеством задач, либо контрольная смешанной формы, с одним вариантом или несколькими (по усмотрению преподавателя). Могут быть предложены индивидуальные домашние задания, но это менее распространено. Оценка по каждому виду контроля, а также итоговая оценка за текущую работу в семестре выставляются по 20-балльной шкале. Итоговая оценка за работу в семестре подсчитывается как средневзвешенное всех видов контроля в семестре, иногда включая среди них показатели активности работы на занятиях и посещаемость. Студент, набравший 14 баллов и выше, считается сдавшим дисциплину на отлично без прохождения экзамена. Студент, набравший менее 10 баллов, не допускается к экзамену, при этом дисциплина считается не пройденной. В этом случае студент может пройти дисциплину повторно в следующем году.
Экзамен чаще всего проходит в письменной форме, как и контрольные работы в семестре, но по усмотрению преподавателя, экзамен может и устным. На экзамене также максимальная оценка 20 баллов. Итоговая оценка студента по дисциплине формируется как средняя из двух оценок: за работу в семестре и за экзамен. Студент, не сдавший экзамен, т.е. набравший менее 10 баллов, имеет право на один, и только один повторный, платный, причем заранее в расписании сессии указаны даты и часы обычного и повторного экзамена.
Эти, и многие другие элементы учебного процесса, включая права и обязанности преподавателей и студентов, закреплены в специальном документе, едином для всего университета и называемом Regulamento Pedagógico (педагогический регламент). Есть ясность и чёткость, особенно с экзаменами, и в этом отношений порядок, как мне кажется, более жесткий для студентов в Мозамбике, чем в России, где часто количество пересдач экзамена и их сроки зависят от преподавателя. Как уже говорил, количество и содержание контролей внутри семестра — полностью на усмотрение преподавателя, конечно, в рамках программ курсов, которые составляют на несколько лет. Однако, если часть студентов пропустила один из видов письменного контроля в семестре, они могут пройти этот контроль, только получив письменное разрешение декана факультета или ответственного за курс преподавателя.
За задолженности по учебным дисциплинам студентов не исключают из университета (они могут учиться столько лет, сколько захотят). К примеру, студент может учиться на третьем курсе и одновременно проходить те дисциплины первого и второго курса, которые не удалось пройти вовремя. Но при этом он имеет право посещать лекции и сдавать только те дисциплины третьего курса, которые не связаны с дисциплинами, по которым имеются задолженности, цепочкой зависимости (предшествующая-следующая дисциплина).
Что меня приятно удивило в начале работы в UEM, — адекватный и высокий уровень программ курсов, и как реально курсы читаются студентам, и как спрашивается с них.
Как и российские, мозамбиканские студенты очень разные. Среди них есть весьма способные студенты, некоторые, у которых вел раньше занятия, сейчас успешно преподают или продолжают обучаться в магистратуре в разных странах Европы и Африки, есть студенты средние, в общем, как везде, наверное. Есть и такие, которые по нескольку лет сдают одну и ту же дисциплину. Среди последних немало таких, которые старанием и усидчивостью добиваются результатов, а есть неплохие молодые люди, умные и грамотные, которые приходят к выводу, что неудачно выбрали специальность, и пересматривают свои жизненные планы. Радует то, что большинство студентов стремится к знаниям, к получению образования, старательны, прилежны, уважительно относятся к преподавателю. Они целеустремлённые, принимают активное участие в учебном процессе, требуют с преподавателя понятно излагать материал, переспрашивают, активно ходят на консультации. По специальности «Математика» мы готовим в первую очередь преподавателей вузов, и большинство студентов прилагают максимум усилий, чтобы хорошо учиться и постараться остаться в университете, это для них путёвка в жизнь. Студентам, мне кажется, не легче учиться, чем в России, но они, в среднем, может быть, даже более усидчивы.
Если же говорить об изменениях из года в год, то, к сожалению, наблюдается не очень положительная динамика: увеличивается число слабых студентов и студентов, которые халатно относятся к учёбе. Но при этом радует, что каждый год в группе имеется 2-3 особенно сильных студента с перспективой научной и преподавательской карьеры в вузах, и эта тенденция сохраняется.
В заключение хочется описать, как студенты нашей кафедры защищают выпускные работы бакалавра (впрочем, это характерно и для других кафедр UEM и других вузов). Для начала отмечу, что существуют чёткие правила, детально регламентирующие порядок написания таких работ и правила их оформления. К примеру, объём работы должен занимать 50-60 страниц, не включая приложения. После ознакомления студента с темой и планом работы между ним и его научным руководителем заключается письменное соглашение. По окончании работы руководитель оценивает её по определённой схеме (заполняет бланк с оценками по разным элементам работы, к которым относятся, например, обзор литературы, или новизна), и ставит общую оценку. Затем назначается комиссия из трёх человек: председатель жюри, научный руководитель и оппонент. Оппонент читает работу и оценивает её, также по единой для всех работ схеме. После положительной оценки работы руководителем и оппонентом председатель учёного совета кафедры по согласованию с членами жюри назначает дату и время защиты, о чём вывешивается официальное объявление. В отличие от вузов России, где, как правило, назначается единая комиссия для защиты дипломов студентов той или специальности и защита проводится в один день для нескольких студентов, в Мозамбике этот процесс персонализирован, для каждого выпускника защита проводится отдельно (по форме напоминает защиту кандидатских диссертаций в России). Всё это ещё раз подчёркивает высказанную ранее мысль, с какой значимостью и уважением в Мозамбике относятся к высшему образованию. В случае успешной защиты дипломы об окончании UEM вручаются ректором в торжественной обстановке, в один день для студентов всех факультетов. Вручение дипломов происходит примерно через полгода после окончания вуза.
Студенты Мозамбика много времени и сил уделяют учёбе. Но не только. В UEM активно работает студенческое научное общество, проводятся студенческие научные конференции. В свободное время студенты любят встречаться с друзьями, общаться, ходят в кино, в театры, на дискотеки, путешествуют, любят музыку, песни, танцы, шумные компании, они живы и темпераментны, умеют повеселиться от души. 26-27 сентября 2015 г. проходил фестиваль культуры, организованный Ассоциацией студентов UEM.
Стали уже традиционными уже студенческие ежегодные спортивные игры (универсиады). Так, в 2015 году VI Универсиада проходила 11-18 июля. Более тысячи студентов UEM участвовали в соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам и некоторым другим вилам спорта.
Используемые источники интернет
[1] http://www.mec.gov.mz/STATS/
[3] https://commons.wikimedia.org/wiki/
[4] http://studyspace.ru/ekonomika/razvitie-obrazovaniya-v-mozambike.html
[5] http://borgenproject.org/education—in—mozambique/
Юрий Непомнящих,
доцент Университата Эдуардо Мондлане
Юрий! Вы такой молодец!Прекрасная статья. Очень помогла. Уже больше часа пыталась хоть что-либо найти на эту тему. Везде такие устаревшие данные. Большое спасибо.
Обратная ссылка: writeessay
Работал в 1989-91 г. в учебном центре в Мапуто.4-й курс,телевидение.Кому интересно-пишите.
Анатолий, здравствуйте. Если хотите поделиться воспоминаниями-будем счастливы разместить их на этом сайте в разделе «Это Мозамбик» Пишите, присылайте фото (если есть) на адрес сайта //diaspora-moz.cerkov.ru