Образование в Мозамбике


Хотелось бы кратко рассказать об образовании в Мозамбике. Не претендуя на серьёзный анализ или полноту изложения, постараюсь описать основные особенности системы образования в стране и поделюсь своими впечатлениями и ассоциациями.

Основные принципы образования, на мой взгляд, не сильно отличаются в разных странах. Образование в Республике Мозамбик является правом и обязанностью всех граждан. Государство обеспечивает граждан большими и равными возможностями в осуществлении данного права. Это закреплено Конституцией Республики Мозамбик.

После обретения в 1975 году независимости от Португалии в Мозамбике началось развитие различных отраслей, в том числе и образовательной сферы, претерпевшей значительные изменения. Так, в стране началось возведение зданий, в которых размещались учебные заведения, составление программ обучения и формирование обновленной системы образования. Следует отметить, что правительство Мозамбика, испытывавшего острую нехватку в квалифицированных специалистах, выделяло на развитие в стране образования значительные средства  [4]. Действительно, правительство Мозамбика с 1975 года установило высокий приоритет образования, и значительная часть бюджета страны идёт на развитие образования. Думаю, что процент средств из бюджета страны, выделяемых на образование, в Мозамбике выше по сравнению с Россией.

1

Начальная школа в Мапуто

Образование в Мозамбике состоит из трёх ступеней: начальная, средняя и высшая. В Мозамбике бесплатное начальное образование (1-5 классы школы первой ступени) и среднее (6-12 классы школы второй ступени), доступное каждому.

2

Начальная школа в Какаруе [3]

По данным [3], в 2010 году уровень грамотности населения составлял 56.1% (70.8% мужчин и 42.8% женщин).

Чем объяснить такие низкие цифры при относительно высоком внимании правительства Мозамбика к сфере образования?

Как отмечено в [4], длительное время прогресс в развитии образовательной сферы наблюдался исключительно в больших городах, в то время как в сельской местности, где подавляющая часть населения является безграмотной, ситуация оставалась прежней. Так, в 2007 году большинство детей, проживающих в селах, не посещали школьных занятий.

3

Урок в начальной школе Мозамбика [4]

Основными причинами безграмотности среди жителей сельской местности являлись материальные трудности, которые не позволяли родителям отправить своего ребенка в школу, а также религиозные убеждения и обычаи, отвергающие получение образование как неправильное деяние.

Вместе с тем, в крупных городах наблюдается совсем иная картина, нежели в сёлах. Там, и особенно в столице Мапуту, доля грамотных людей, а также людей со средним образованием значительно выше. Большинство детей городских жителей, начиная с семилетнего возраста, посещают школы, где учатся до 16 лет. Помимо государственных бесплатных школ имеются частные платные, и доля детей, которых родители предпочитают отдавать в частные школы, постоянно растёт. Однако я не согласен с высказыванием из [4], где говорится, что большинство детей городских жителей посещают платные школы, и думаю, что в настоящее время доля таких детей составляет меньше 50%. По завершении средней школы дети получают диплом и могут продолжить своё образование дальше, поступив в колледж или вуз.

Система высшего образования в Мозамбике имеет как сходные черты с российской, так и отличия от неё. Как и в России, высшее образование двухступенчатое: бакалавриат и магистратура, причём магистратура имеется лишь на части факультетов некоторых вузов. В государственных вузах обучение для получения квалификации бакалавра на дневной форме бесплатное, на вечерней, а также в магистратуре (там, где она открыта) платное.

4

Здание на площади 25 июня, где находится Ректорат Университета Эдуардо Мондлане

Среди государственных вузов выделяется старейший в стране Университет Эдуардо Мондлане (UEM), основанный в 1962 году и являющий флагманом образования в Мозамбике (можно сравнить с ролью МГУ в СССР).

5

Концерт, посвященный 50-летию Высшего Образования в Мозамбике

В 2012 году Мозамбик отметил 50-летний Юбилей системы высшего образования. Интересно, что второй вуз в стане, Педагогический Университет, был основан лишь в 1985 году, уже в независимом Мозамбике. По данным Министерства Образования и Общественного Развития Мозамбика, опубликованным в [1], в 2012 году в Мозамбике было 17 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось более 81 тысячи студентов, и 28 частных вуза с численностью студентов более 42 тысяч. Так что за последние 30 лет прогресс впечатляет! Количество высших учебных заведений, а также общее число студентов и преподавателей вузов в Мозамбике постоянно растёт.

6

UEM, экономический факультет [3]

По данным [1], в 2012 году в вузах Мозамбика работало по контракту 13915 преподавателей, из них большинство мозамбиканцев, и лишь 961 приглашённый из разных стран. Ещё 15-20 лет назад картина была совершенно иная, причём доля приглашённых профессоров, в основном из России и других стран, образовавшихся после распада СССР, был существенно выше. Создание, развитие и рост местной интеллектуальной элиты – одно из достижений страны за последние десятилетия.

7

UEM, педагогический комплекс

Тем не менее, следует отметить, что поступить в Мозамбике в государственные вузы на очную форму обучения абитуриентам достаточно сложно, так как количество мест сильно отстаёт от спроса, то есть желания многих выпускников средних школ продолжать учиться.

Статус учителя и преподавателя в Мозамбике, в сравнении со другими категориями населения, весьма высок. Студенты понимают, что высшее образование в Мозамбике и, как следствие, профессиональная реализация по полученной специальности обеспечит качество жизни существенно выше среднего по стране. Думаю, в этом, наряду с естественным стремлением к получению знаний, заключена причина огромных конкурсов в вузы.

В Мозамбике, как и в России, происходит интеграция в мировую систему образования, активно обсуждается, каким образом интегрироваться с учётом особенностей страны. В новых учебных программах, как правило, сокращается количество аудиторных часов и увеличивается количество часов на самостоятельную работу.

Подробнее расскажу об Университете Эдуардо Мондлане (UEM), где на протяжении уже 11 лет работаю в должности доцента на департаменте (кафедре) математики и информатики.

 UEM, лекционный зал в педагогическом комплексе

UEM, лекционный зал в педагогическом комплексе

В настоящее время в UEM имеется 10 факультетов (инженерный, медицинский, юридический, естественных наук и др.), 6 высших школ и 14 НИИ. На факультете естественных наук имеется три департамента (кафедры): математики и информатики, физики, химии. На департаменте математики и информатики, в свою очередь, 4 секции: математики, информатики, статистики и географической информации.

UEM, центральная библиотека

UEM,центральная библиотека

Как видим, в академической структуре на одну организационную единицу больше, чем в российских вузах (где есть факультеты и кафедры, но нет секций). Преподаватели секции математики, где я работаю, читают математические дисциплины не только для студентов своего факультета, но и других, например, инженерного, агрономического.

 

UEM, Departamento de Matemática e Informática

UEM, отделение математики и информатики

По данным официального сайта университета, в 2012 году в UEM обучалось 30335 студентов и 30 аспирантов, работало 1659 доцентов и 2886 человек административного и технического персонала.

Вступительные экзамены и зачисление абитуриентов в университет проводятся в январе, в разгар лета. Учебный год начинается, как правило, в середине февраля, всегда с понедельника (дата зависит от начала недели, к примеру, в этом году 15 февраля). Учебный год состоит из двух семестров, каждый продолжительностью 16 недель плюс сессия в конце семестра.

UEM, студенты на экзамене, 2006 год

UEM, студенты на экзамене, 2006 год

Между семестрами — короткие зимние каникулы в июле. Учебные занятия на нашей кафедре проходят парами, по 80 мин каждая без перерыва между учебными часами и с 5-минутным перерывом между парами.

В UEM практикуется рейтинговая система контроля качества знаний студентов. В течение семестра по определённой дисциплине, как правило, проводится две или три контрольных работы (teste), чаще всего письменных. Это может быть контрольная работа с рядом задач или теоретических вопросов, либо тест с выбором правильного ответа из пяти представленных, с большим количеством задач, либо контрольная смешанной формы, с одним вариантом или несколькими (по усмотрению преподавателя). Могут быть предложены индивидуальные домашние задания, но это менее распространено. Оценка по каждому виду контроля, а также итоговая оценка за текущую работу в семестре выставляются по 20-балльной шкале. Итоговая оценка за работу в семестре подсчитывается как средневзвешенное всех видов контроля в семестре, иногда включая среди них показатели активности работы на занятиях и посещаемость. Студент, набравший 14 баллов и выше, считается сдавшим дисциплину на отлично без прохождения экзамена. Студент, набравший менее 10 баллов, не допускается к экзамену, при этом дисциплина считается не пройденной. В этом случае студент может пройти дисциплину повторно в следующем году.

UEM, студенты на экзамене, 2010 год

UEM, студенты на экзамене, 2010 год

Экзамен чаще всего проходит в письменной форме, как и контрольные работы в семестре, но по усмотрению преподавателя, экзамен может и устным. На экзамене также максимальная оценка 20 баллов. Итоговая оценка студента по дисциплине формируется как средняя из двух оценок: за работу в семестре и за экзамен. Студент, не сдавший экзамен, т.е. набравший менее 10 баллов, имеет право на один, и только один повторный, платный, причем заранее в расписании сессии указаны даты и часы обычного и повторного экзамена.


14

Студенты [2]

Эти, и многие другие элементы учебного процесса, включая права и обязанности преподавателей и студентов, закреплены в специальном документе, едином для всего университета и называемом Regulamento Pedagógico (педагогический регламент). Есть ясность и чёткость, особенно с экзаменами, и в этом отношений порядок, как мне кажется, более жесткий для студентов в Мозамбике, чем в России, где часто количество пересдач экзамена и их сроки зависят от преподавателя. Как уже говорил, количество и содержание контролей внутри семестра — полностью на усмотрение преподавателя, конечно, в рамках программ курсов, которые составляют на несколько лет. Однако, если часть студентов пропустила один из видов письменного контроля в семестре, они могут пройти этот контроль, только получив письменное разрешение декана факультета или ответственного за курс преподавателя.

Тяга к знаниям

Тяга к знаниям [2]

За задолженности по учебным дисциплинам студентов не исключают из университета (они могут учиться столько лет, сколько захотят). К примеру, студент может учиться на третьем курсе и одновременно проходить те дисциплины первого и второго курса, которые не удалось пройти вовремя. Но при этом он имеет право посещать лекции и сдавать только те дисциплины третьего курса, которые не связаны с дисциплинами, по которым имеются задолженности, цепочкой зависимости (предшествующая-следующая дисциплина).

Что меня приятно удивило в начале работы в UEM, — адекватный и высокий уровень программ курсов, и как реально курсы читаются студентам, и как спрашивается с них.

Как и российские, мозамбиканские студенты очень разные. Среди них есть весьма способные студенты, некоторые, у которых вел раньше занятия, сейчас успешно преподают или продолжают обучаться в магистратуре в разных странах Европы и Африки, есть студенты средние, в общем, как везде, наверное. Есть и такие, которые по нескольку лет сдают одну и ту же дисциплину. Среди последних немало таких, которые старанием и усидчивостью добиваются результатов, а есть неплохие молодые люди, умные и грамотные, которые приходят к выводу, что неудачно выбрали специальность, и пересматривают свои жизненные планы. Радует то, что большинство студентов стремится к знаниям, к получению образования, старательны, прилежны, уважительно относятся к преподавателю. Они целеустремлённые, принимают активное участие в учебном процессе, требуют с преподавателя понятно излагать материал, переспрашивают, активно ходят на консультации. По специальности «Математика» мы готовим в первую очередь преподавателей вузов, и большинство студентов прилагают максимум усилий, чтобы хорошо учиться и постараться остаться в университете, это для них путёвка в жизнь. Студентам, мне кажется, не легче учиться, чем в России, но они, в среднем, может быть, даже более усидчивы.

16

Молодые специалистки [2]

Если же говорить об изменениях из года в год, то, к сожалению, наблюдается не очень положительная динамика: увеличивается число слабых студентов и студентов, которые халатно относятся к учёбе. Но при этом радует, что каждый год в группе имеется 2-3 особенно сильных студента с перспективой научной и преподавательской карьеры в вузах, и эта тенденция сохраняется.

В заключение хочется описать, как студенты нашей кафедры защищают выпускные работы бакалавра (впрочем, это характерно и для других кафедр UEM и других вузов). Для начала отмечу, что существуют чёткие правила, детально регламентирующие порядок написания таких работ и правила их оформления. К примеру, объём работы должен занимать 50-60 страниц, не включая приложения. После ознакомления студента с темой и планом работы между ним и его научным руководителем заключается письменное соглашение. По окончании работы руководитель оценивает её по определённой схеме (заполняет бланк с оценками по разным элементам работы, к которым относятся, например, обзор литературы, или новизна), и ставит общую оценку. Затем назначается комиссия из трёх человек: председатель жюри, научный руководитель и оппонент. Оппонент читает работу и оценивает её, также по единой для всех работ схеме. После положительной оценки работы руководителем и оппонентом председатель учёного совета кафедры по согласованию с членами жюри назначает дату и время защиты, о чём вывешивается официальное объявление. В отличие от вузов России, где, как правило, назначается единая комиссия для защиты дипломов студентов той или специальности и защита проводится в один день для нескольких студентов, в Мозамбике этот процесс персонализирован, для каждого выпускника защита проводится отдельно (по форме напоминает защиту кандидатских диссертаций в России). Всё это ещё раз подчёркивает высказанную ранее мысль, с какой значимостью и уважением в Мозамбике относятся к высшему образованию. В случае успешной защиты дипломы об окончании UEM вручаются ректором в торжественной обстановке, в один день для студентов всех факультетов. Вручение дипломов происходит примерно через полгода после окончания вуза.

17

Церемония вручения дипломов в UEM  [2]

Студенты Мозамбика много времени и сил уделяют учёбе. Но не только. В UEM активно работает студенческое научное общество, проводятся студенческие научные конференции. В свободное время студенты любят встречаться с друзьями, общаться, ходят в кино, в театры, на дискотеки, путешествуют, любят музыку, песни, танцы, шумные компании, они живы и темпераментны, умеют повеселиться от души. 26-27 сентября 2015 г. проходил фестиваль культуры, организованный Ассоциацией студентов UEM.

Фестиваль культуры, сентябрь 2015

Фестиваль культуры, сентябрь 2015г.  [2]

18

Студент на фестивале [2]

Стали уже традиционными уже студенческие ежегодные спортивные игры (универсиады). Так, в 2015 году VI Универсиада проходила 11-18 июля. Более тысячи студентов UEM участвовали в соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам и некоторым другим вилам спорта.

VI универсиада в UEM

21 VI универсиада в UEM [2]

 

Используемые источники интернет

[1] http://www.mec.gov.mz/STATS/

[2] http://www.uem.mz/

[3] https://commons.wikimedia.org/wiki/

[4] http://studyspace.ru/ekonomika/razvitie-obrazovaniya-v-mozambike.html

[5] http://borgenproject.org/educationinmozambique/

Юрий Непомнящих,
доцент Университата Эдуардо Мондлане

2 комментария на “Образование в Мозамбике

  1. Юрий! Вы такой молодец!Прекрасная статья. Очень помогла. Уже больше часа пыталась хоть что-либо найти на эту тему. Везде такие устаревшие данные. Большое спасибо.

  2. Обратная ссылка: writeessay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *