Российская диаспора в Мозамбике: прошлое и настоящее. Заключение

Заключение:

По своим масштабам интеллектуальная эмиграция первой волны, т. е. эмиграция после революции 1917 г., конечно, несравнима с последней эмиграционной волной, часто называемой «утечкой умов». Тем не менее, можно провести некоторые параллели.

Характерной чертой современной российской диаспоры в Мозамбике является ее высокий интеллектуальный уровень, поскольку основная ее масса — это преподаватели и врачи, оставшиеся здесь после событий 1991г. в России. Другая составная часть диаспоры — россиянки, вышедшие замуж за мозамбикцев, — также могут отнести себя к интеллектуально развитой части эмиграции, поскольку практически все они вышли замуж в период обучения или после окончания высших учебных заведений. Многие из них преподают в вузах и школах Мозамбика, некоторые имеют степени кандидатов наук. Немало наших соотечественниц, работающих в Мозамбике, занимают должности, требующие квалификации и знаний, которые дает высшая школа.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что наши соотечественники в Мозамбике продолжают традиции «культурной эмиграции», положившей свое начало в 1920-е годы. О них также можно сказать, что «.. .русская эмиграция «духа не угашала», поэтому она и осталась в истории с определением «культурная эмиграция», что ставит ее в особое положение в ряду других примеров миграций народов.»

Достаточно высокий культурный и образовательный уровень позволил нашим соотечественникам понять важную роль православной церкви в их объединении, а также в поддержании нормального душевного самочувствия тех, кто волею судьбы оказался на чужбине. Как и их предшественники, они стремятся «сохранить ценности и традиции русской культуры и продолжить творческую жизнь ради духовного прогресса родины независимо от того, суждено ли было эмигрантам вернуться домой или умереть на чужбине»

Будущее российской диаспоры в Мозамбике трудно прогнозировать. Обращаясь к истории предыдущих волн эмиграции, можно заметить, что с течением времени происходят неизбежные процессы в сторону «размывания» диаспоры. Продолжительность ее жизни зависит от возможности самореализации, что тесно связано с условиями труда и быта, а также наличием культурной жизни. Немаловажное значение имеет политическая стабильность в стране, отношения между страной пребывания и Россией.

В настоящий момент такие условия имеются. Наши соотечественники в Мозамбике успешно трудятся, реализуют свои творческие устремления, имеют возможность общаться друг с другом, находясь таким образом в едином культурном и духовном пространстве. Так, например, православный приход в Мозамбике является важной частью культурной жизни современной российской диаспоры, ее опорой в жизни, связующим звеном в системе Русской православной церкви.

Существование российской диаспоры поддерживается (в отличие от первой волны эмиграции) наличием тесных связей с Россией через связи родственные и фактическую возможность побывать на исторической Родине в любое время. Российское Посольство в Мозамбике, руководствуясь политической линией нашей страны, стало важным звеном в поддержании жизни российской диаспоры и ее непрерываемой связи со своей исторической Родиной.

В течение 1990-х гг. российская диаспора в Мозамбике адаптировалась к условиям жизни в стране пребывания и в настоящее время представляет собой довольно успешное сообщество, вносящее свой посильный вклад в экономическое и культурное развитие этой африканской страны.

Созданный в предшествующие годы базис культурного взаимодействия двух стран, успешное взаимодействие и сотрудничество в области культуры, образования и здравоохранения, непосредственное участие наших соотечественников в процессе культурного развития Мозамбика дают основание сделать вывод о необходимости и в дальнейшем развивать и совершенствовать диалог наших стран в этих сферах.

_________________________________

Используемая литература:

Об истории Мозамбика см.: Хазанов АМ. История Мозамбика в Новое и Новейшее время. М., 2006.

Народная Республика Мозамбик. Справочник. М., 1986.

Законодательства Российской Федерации. М., 2006.

Крылова НЛ. Лики русской женской эмиграции в Африке

Крылова Н. Л., Прожогина С. В. Женщина и чужбина

Глущенко ЕА. Деколонизация продолжается

Рунов Б. Интеллектуальные основы развития

Горелик Б. Русская диаспора Южной Африки. Ассимиляция или адаптация?

Беляков В. Туризм и межкультурное взаимодействи

Крэгер Л. Лев, который родился в рубашке. М., 2001

Эмиграция и репатриация в России. М., 2001

В помощь российскому соотечественнику за рубежом (справочное издание). М., 2007

Майоров М. Обретающие себя

Митрополит Кирилл. Церковь изначально имела свою внешнюю службу

Бовкало А. Русские православные приходы в Африке

Хазанов АМ. История Мозамбика в новое и новейшее время.

Жирмунская Т. Ум ищет Божества. М, 2006

Парчевский К. Русские углы

Кнорринг Н. Сфаят // Узники Бизерты

Деяния 28. Ефесяанам 6, Филиппийцам 4, Колоссянам 3, Евреям 10, 11

Вера и время. 2010

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. М., 1994

____________________________________________________

Комментарии к книге:

Дорогие друзья, соотечественники!  Эта книга написана в 2006-2007 годах. Те из нас, кто еще жив, могут видеть-как изменилась диаспора с уходом  людей, которые старались сделать здесь русский храм и русский центр… Увы. Теперь нет ни русских служб, ни пятниц в посольстве, ни общения…  Диаспора, как сообщество, исчезает…
Запрет посещать посольство,  запрет проводить русские службы, отстраненность посольских работников от соотечественников,  подозрительность, брезгливость по отношению к ним — все это губит нашу диаспору. И никак не помогает выполнять указы президента России  и восстанавливать добрые отношения с эмигрантами.

Как говорили древние : «Лучше быть цезарем в деревне, чем рабом в Риме»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *