Заключение:
По своим масштабам интеллектуальная эмиграция первой волны, т. е. эмиграция после революции 1917 г., конечно, несравнима с последней эмиграционной волной, часто называемой «утечкой умов». Тем не менее, можно провести некоторые параллели.
Характерной чертой современной российской диаспоры в Мозамбике является ее высокий интеллектуальный уровень, поскольку основная ее масса — это преподаватели и врачи, оставшиеся здесь после событий 1991г. в России. Другая составная часть диаспоры — россиянки, вышедшие замуж за мозамбикцев, — также могут отнести себя к интеллектуально развитой части эмиграции, поскольку практически все они вышли замуж в период обучения или после окончания высших учебных заведений. Многие из них преподают в вузах и школах Мозамбика, некоторые имеют степени кандидатов наук. Немало наших соотечественниц, работающих в Мозамбике, занимают должности, требующие квалификации и знаний, которые дает высшая школа.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что наши соотечественники в Мозамбике продолжают традиции «культурной эмиграции», положившей свое начало в 1920-е годы. О них также можно сказать, что «.. .русская эмиграция «духа не угашала», поэтому она и осталась в истории с определением «культурная эмиграция», что ставит ее в особое положение в ряду других примеров миграций народов.»
Достаточно высокий культурный и образовательный уровень позволил нашим соотечественникам понять важную роль православной церкви в их объединении, а также в поддержании нормального душевного самочувствия тех, кто волею судьбы оказался на чужбине. Как и их предшественники, они стремятся «сохранить ценности и традиции русской культуры и продолжить творческую жизнь ради духовного прогресса родины независимо от того, суждено ли было эмигрантам вернуться домой или умереть на чужбине»
Будущее российской диаспоры в Мозамбике трудно прогнозировать. Обращаясь к истории предыдущих волн эмиграции, можно заметить, что с течением времени происходят неизбежные процессы в сторону «размывания» диаспоры. Продолжительность ее жизни зависит от возможности самореализации, что тесно связано с условиями труда и быта, а также наличием культурной жизни. Немаловажное значение имеет политическая стабильность в стране, отношения между страной пребывания и Россией.
В настоящий момент такие условия имеются. Наши соотечественники в Мозамбике успешно трудятся, реализуют свои творческие устремления, имеют возможность общаться друг с другом, находясь таким образом в едином культурном и духовном пространстве. Так, например, православный приход в Мозамбике является важной частью культурной жизни современной российской диаспоры, ее опорой в жизни, связующим звеном в системе Русской православной церкви.
Существование российской диаспоры поддерживается (в отличие от первой волны эмиграции) наличием тесных связей с Россией через связи родственные и фактическую возможность побывать на исторической Родине в любое время. Российское Посольство в Мозамбике, руководствуясь политической линией нашей страны, стало важным звеном в поддержании жизни российской диаспоры и ее непрерываемой связи со своей исторической Родиной.
В течение 1990-х гг. российская диаспора в Мозамбике адаптировалась к условиям жизни в стране пребывания и в настоящее время представляет собой довольно успешное сообщество, вносящее свой посильный вклад в экономическое и культурное развитие этой африканской страны.
Созданный в предшествующие годы базис культурного взаимодействия двух стран, успешное взаимодействие и сотрудничество в области культуры, образования и здравоохранения, непосредственное участие наших соотечественников в процессе культурного развития Мозамбика дают основание сделать вывод о необходимости и в дальнейшем развивать и совершенствовать диалог наших стран в этих сферах.
_________________________________
Используемая литература:
Об истории Мозамбика см.: Хазанов АМ. История Мозамбика в Новое и Новейшее время. М., 2006.
Народная Республика Мозамбик. Справочник. М., 1986.
Законодательства Российской Федерации. М., 2006.
Крылова НЛ. Лики русской женской эмиграции в Африке
Крылова Н. Л., Прожогина С. В. Женщина и чужбина
Глущенко ЕА. Деколонизация продолжается
Рунов Б. Интеллектуальные основы развития
Горелик Б. Русская диаспора Южной Африки. Ассимиляция или адаптация?
Беляков В. Туризм и межкультурное взаимодействи
Крэгер Л. Лев, который родился в рубашке. М., 2001
Эмиграция и репатриация в России. М., 2001
В помощь российскому соотечественнику за рубежом (справочное издание). М., 2007
Майоров М. Обретающие себя
Митрополит Кирилл. Церковь изначально имела свою внешнюю службу
Бовкало А. Русские православные приходы в Африке
Хазанов АМ. История Мозамбика в новое и новейшее время.
Жирмунская Т. Ум ищет Божества. М, 2006
Парчевский К. Русские углы
Кнорринг Н. Сфаят // Узники Бизерты
Деяния 28. Ефесяанам 6, Филиппийцам 4, Колоссянам 3, Евреям 10, 11
Вера и время. 2010
Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. М., 1994
____________________________________________________
Комментарии к книге:
Дорогие друзья, соотечественники! Эта книга написана в 2006-2007 годах. Те из нас, кто еще жив, могут видеть-как изменилась диаспора с уходом людей, которые старались сделать здесь русский храм и русский центр… Увы. Теперь нет ни русских служб, ни пятниц в посольстве, ни общения… Диаспора, как сообщество, исчезает…
Запрет посещать посольство, запрет проводить русские службы, отстраненность посольских работников от соотечественников, подозрительность, брезгливость по отношению к ним — все это губит нашу диаспору. И никак не помогает выполнять указы президента России и восстанавливать добрые отношения с эмигрантами.
Как говорили древние : «Лучше быть цезарем в деревне, чем рабом в Риме»