Русская диаспора в Мозамбике: прошлое и настоящее. Часть1

Российская Академия Наук, Институт Африки, Москва, 2005 г.

Рябова Вера Ивановна

Русская диаспора в Мозамбике.
Прошлое и настоящее.*

В книге кандидата исторических наук Рябовой В. И., автора монографии «Российская эмиграция в Африке в 1920-1945 гг.», представлена жизнь современной российской диаспоры в Мозамбике, ее формирование, адаптация в сложных условиях малознакомых россиянам традиций и культуры далекой африканской страны. Рассматривается вклад россиян в развитие культуры, науки, образования и медицины Мозамбика.

____________________________________________________

Книга написана на основе личных впечатлений, знакомств с представителями российской диаспоры в Мозамбике, а также изучения материала по данной теме в различных источниках.

Основной материал для монографии был собран автором во время пребывания в столице Мозамбика г. Мапуту в 2006-2007 гг. во время встреч с представителями российской эмиграции. Выражаю огромную благодарность моим респондентам — преподавателям Университета им. Эдуарду Мондлане физику Акилю Ахмедовичу Аскарходжаеву (руководителю кафедры геофизики), физику Кокчеревой Марине, математику, кандидату математических наук Юрию Витальевичу Непомнящих, а также Кире Маньи-се, преподавателю в Школе журналистики и на курсах русского языка при Комитете дружбы Мозамбик — Российская Федерация, за помощь в разъяснении вопросов по проблемам образования в Мозамбике.Выражаю также благодарность за беседу прокурору г. Мапуту Людмиле Павловне Мокаселе (Словохотовой), рассказавшей об адаптации россиян и их правовом положении, и ее сыну Дмитрию Яцюку, осветившему некоторые вопросы колониального режима в Мозамбике и других странах Африки, а также истории создания греческой церкви в Мапуту.
О правовом положении российской эмиграции в Мозамбике, социальной защите и социальной адаптации россиян, о судьбах женщин, оказавшихся в эмиграции, рассказали кандидат педагогических наук Мысова Людмила Николаевна, Шенене (Ободина) Ольга Константиновна — сотрудник типографии, Лушинская Любовь Борисовна — тренер по теннису, мастер спорта, имеющая степень кандидата наук. О. К.Шенене рассказала также о системе школьного образования в Мозамбике. Предоставленная ими информация очень помогла в написании книги. Особая благодарность врачу-ортопеду Чанчикову Сергею Михайловичу, раскрывшему историю непростых отношений российских врачей с представителями мозамбикских государственных структур.

 _____________________________________________
* с сокращениями

ЧАСТЬ 1

Существование диаспоры напрямую зависит от специфики страны пребывания — уровня ее развития, идеологической направленности, иммиграционной политики, отношения властей и местного населения к данному конкретному сообществу эмигрантов. Мозамбик в этом смысле не исключение. Во времена колониальной зависимости от Португалии российская эмиграция представляла собой лишь единичные случаи.

С середины 1970-х гг., в пост колониальный период, когда в стране несколько лет велась гражданская война и была разруха, имела место внешняя трудовая миграция по контрактам со стороны Советского Союза, на который стала ориентироваться освободившаяся Народная Республика Мозамбик. После провозглашения независимости Мозамбика в 1975 г. страну покинули более 200 тыс. португальцев, в том числе специалисты-медики. В столице, городе Мапуту, закрылись больницы, а в Центральной больнице онкологическое и нейрохирургическое отделения, а также клиническая лаборатория. Не работали школы, высшие учебные заведения испытывали острый недостаток преподавателей. На смену португальским врачам в Мозамбик приехали медики из многих стран Африки, с Кубы и из СССР. «В конце 1976 г. в стране приступила к работе группа советских врачей, число которых к 1984 г. увеличилось до 70 человек» Из Советского Союза в Мозамбик прибыли также инженеры, учителя, работавшие здесь по контракту. В 1989 г. в Мапуту работало около 50 российских преподавателей, а также около 50 врачей.

Вследствие усиления мозамбикано-советских связей значительно увеличилось число мозамбикских молодых людей, обучающихся в вузах Советского Союза. По количеству обучающихся в СССР Мозамбик в 1980-е гг. занимал значительное место среди других стран (автор, работая в то время в Министерстве образования СССР, имел некоторое отношение к набору иностранных студентов). Побочным результатом этого явления стал рост межнациональных браков с российскими женщинами, которые после окончания мозамбикскими студентами учебы отправлялись с ними в далекую африканскую страну, что стало началом образования российской диаспоры в Мозамбике. Таких смешанных семей в Мапуту к 1989 г. насчитывалось 20-30.

После распада СССР в 1991 г. в Мозамбике осталось работать чуть более 40 преподавателей и врачей. Контракты Министерства образования СССР и Министерства здравоохранения СССР были ликвидированы и заключены частные контракты с оставшимися в Мозамбике преподавателями и врачами. Таким образом бывшие советские граждане стали эмигрантами. Однако практически никто из них не отказался от российского гражданства (гражданства СССР), став в результате «местным русским». Что касается договорно-правовой базы наших специалистов, то между СССР и Мозамбиком в 1977 г. была подписана Консульская Конвенция, в которой мозамбикская сторона обозначила правовой статус советских граждан.

В начале 1990-х гг. российские граждане довольно успешно адаптировались к местным условиям, определившись с трудоустройством и жильем. До 1992 г. в Мозамбике продолжалась гражданская война. Русским эмигрантам приходилось испытывать все тяготы войны вместе с местными жителями: стоять в огромных очередях за продуктами, не выезжать за пределы Мапуту в течение длительного времени, т. к. во время войны можно было попасть под обстрел или в руки мародеров.

Условия проживания были непростые. По информации очевидца событий, бывшего преподавателя Мысовой Л. Н., а в настоящее время работающей консультантом в различных организациях Мапуту, после ухода португальцев партия ФРЕЛИМО (Фронт освобождения Мозамбика) проводила вселение мозамбикцев в освободившиеся дома почти в принудительном порядке, поскольку основная масса нуждающихся в жилье были недавние крестьяне, участвовавшие в сражениях, а затем перемещенные в столицу. Вселялись они туда без всякого желания, так как с большей охотой вернулись бы к себе в деревенские лачуги. К домашнему имуществу было соответствующее отношение — в результате в настоящее время здания как снаружи, так и внутри имеют плачевный вид. Она рассказала, что новые квартиранты жгли деревянные и паркетные полы, основное время проводили на лестничных клетках, часто готовя там еду, стирая и укладываясь на ночлег, поскольку не привыкли жить в городских условиях. В таком соседстве пришлось адаптироваться нашим соотечественникам.

Необходимо сказать, что как преподаватели, так и врачи, бывшие советские контрактники имели очень высокую профессиональную подготовку. В Мозамбик приехали русские специалисты самых различных направлений — физики, химики, математики, среди врачей — хирурги, отоларингологи, ортопеды, дерматологи, гинекологи, стоматологи.

Однако многие из наших соотечественников были в то время, да и сейчас ущемлены в уровне зарплаты по сравнению с врачами и преподавателями, приехавшими из других стран. Особенно это касалось преподавателей. Поскольку «перестроечная» и «пост перестроечная» Россия не вкладывала инвестиции в эти сферы развития Мозамбика, как это делала, например, Франция, Республика Мозамбик и в 1990-е годы, и в настоящее время оплачивает труд наших соотечественников-преподавателей несравнимо меньше (в 5-10 раз), чем таких же специалистов из других стран. Российские специалисты считают, что уровень квалификации, например, французских преподавателей явно ниже уровня наших соотечественников, но выше, чем преподавателей из Юго-восточной Азии: Вьетнама, Китая и т. д.

Положение врачей несколько лучше — у них больше возможностей для трудоустройства и выше зарплата, есть возможность частной практики. Однако в последние годы врачи столкнулись со своими трудностями. Работающий с 1988 г. в Мозамбике врач-ортопед Чанчиков С. М. рассказал, что в 2006 г. вновь назначенный министр здравоохранения Иво Гарридо прекратил действие всех контрактов российских, болгарских, а также других врачей бывших советских республик и восточно-европейских стран (за исключением украинцев и грузин). Им были предложены контракты на крайне невыгодных в материальном плане условиях. Было заявлено, что западные доноры стали ограничивать финансирование отдельных программ, что вынуждает министерство изменить условия контрактов. В результате основная масса врачей уехала из страны. Но далеко не все из русских врачей прервали контракты. Высокий профессиональный уровень врачей-россиян, их востребованность позволили им пережить этот неприятный момент, поскольку больницы и поликлиники, где они работали, были заинтересованы в российских врачах.

Чанчиков С. М. рассказал также о предыстории этих событий: в 1986 г. нынешний министр здравоохранения заведовал одной из периферийных городских больниц. В этой больнице русским врачом была проведена операция по удалению аппендицита, видимо, без ведома заведующего, который, узнав об этом, отреагировал совершенно неадекватно, приказав разрезать швы больному, а русского врача уволить путем прерывания контракта. На защиту русского врача встали врачи из советских и восточно-европейских государств, заявив, что они также прервут свои контракты.

Уже к началу 2000-х гг., т. е. за 10 лет самостоятельного существования, диаспора окончательно приспособилась к местным условиям жизни, к довольно благоприятному для европейца климату (летние температуры, как правило, не превышают 34-35 градусов), заняла свою нишу в сообществе диаспор из других стран.

Помимо врачей, учителей и женщин, вышедших замуж за мозамбикцев, в Мозамбике можно найти и другие примеры очень удачной адаптации. Это россияне-предприниматели и наши соотечественники, продвинувшиеся в служебной карьере в Мозамбике.

В стране проживают два миллионера — представителя российской диаспоры. Один из них — Юдин Андрей Владимирович — начал свою деятельность с организации мелиорации в стране. Организовал ряд фирм. В настоящее время занимается строительством, в том числе дорожным. Имеет строительные фирмы.

Другой успешный предприниматель — Рабиевский Игорь Тимофеевич — является управляющим фирмой в рыбной отрасли Мозамбика, которая приносит значительную прибыль. Попытки организовать рыбный промысел относятся еще к 80-м годам ХХ века. После ликвидации торгового общества в Мапуту 4 судна выкупил промышленник А. Шик и сплотил вокруг себя заинтересованных людей. В 2002-2003 гг. сначала представителем, а затем и владельцем компании стал И. Т. Рабиевский.
В настоящее время работающие по контракту рыбаки в основном вербуются в Калининградской области. Срок пребывания рыбаков зависит от условий контрактов и производственной необходимости. Он варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет. Местом проживания рыбаков, прибывающих в Мозамбик без семей, служат рыболовные суда, а управленцы и хозяйственники арендуют жилую площадь в городе. Работают они на 6-8 российских частных рыболовных судах, ведущих лов у мозамбикского побережья. Порты Мапуту и Бейра используются в качестве баз для выгрузки морепродуктов и пополнения провизии и топлива. Здесь необходимо дополнить, что в отличие от предпринимателя работающие по контрактам рыбаки, конечно, не могут быть отнесены к категории эмигрантов.

На 2007 г. в Мозамбике действовали два совместных российско-мозамбикских предприятия в сфере рыболовства, 1 строительное предприятие и 1 коммерческая компания. Периодически представители русской диаспоры создают мелкие фирмы. Так, например, существовал ресторан «Два Ивана», а также открытый украинцами ресторан украинской кухни. В Мапуту работают созданные русскими пошивочные мастерские, где шьют на заказ.

Примером удачного карьерного роста можно считать деятельность Людмилы Мокаселе (Словохотовой), ставшей прокурором в г. Мапуту. В 1988 г. она приехала в Мозамбик как преподаватель, читала лекции по праву, затем перешла работать в Прокуратуру. В 2008 г. о ней был снят фильм на русском телевидении в программе «Русские». Еще один пример — наша соотечественница Елена Мугуман стала директором кооперативного учебного заведения. Другие соотечественники работают в Министерстве труда, Министерстве образования, в издательствах, в типографии.

Своеобразие российской диаспоры в Мозамбике в том, что к ней можно отнести представителей других национальностей бывшего Советского Союза, так как после распада СССР новообразованные эмигранты бывших советских республик не отделяли себя от российских эмигрантов. В дальнейшем это нашло отражение в принятом в России Законе о соотечественниках, где утверждается принцип самоидентификации (см. главу III данной книги). Это уникальное сообщество является как бы осколком бывшей советской державы.

В настоящее время численность диаспоры составляет около 250 человек (по сведениям Посольства России). В это количество входят несколько преподавателей, оформивших контракты от 7 до 10 лет назад, которых, естественно, пока нельзя причислить к российской эмиграции, но их количество столь мало, что никак не влияет на общую картину данного явления. По большому счету, они влились в среду российской эмиграции, ничем от нее не отличаясь. Среди преподавателей преобладают мужчины, среди врачей соотношение приблизительно равное. Средний возраст специалистов колеблется в районе 50 лет.

Российская диаспора в Мозамбике, как и в других странах, подвержена текучести. Хотя, надо сказать, как и в предшествующие годы, так и в настоящее время текучесть колонии небольшая — очень незначительное число россиян покидает Мозамбик с целью вернуться на Родину или мигрировать в другие страны. Как правило, вторичная эмиграция происходит в более развитые страны. Так, например, семья преподавателей Колосковых после более чем 10-летнего пребывания в Мозамбике переселилась в Новую Зеландию.

Для вторичной эмиграции более характерно переселение выросших детей эмигрантов. Дети не от смешанных браков (русские семьи преподавателей и врачей) часто ориентируются на возвращение в Россию или переезд в Европу, в основном в Португалию. Дети от смешанных браков предпочитают остаться в Мозамбике или переехать в ЮАР, окончательно ассимилируясь в одной из африканских стран.

Большую роль для адаптации наших сограждан в Мозамбике играет православная церковь. В Мапуту находится греческий собор архангела Гавриила, прихожанами которого являются греки, русские, их супруги и дети. Церковь объединяет россиян в этой далекой стране, становится для них местом, где можно пообщаться, поделиться своими проблемами, получить сочувствие и совет. Государство лояльно относится к действующей в Мапуту греческой церкви.

Формирование российской диаспоры происходило на фоне относительно благополучной трудоустроенности россиян в Мозамбике и в то же время очень сложной бытовой обстановки. Многочисленные сложные бытовые проблемы (жилищные и другие социальные проблемы) не способствовали объединению эмигрантов. Только после завершения процесса адаптации к условиям жизни в стране пребывания члены диаспоры стали обнаруживать склонность к более широким контактам. Однако отсутствие общих целей разобщало эмигрантов. Необходим был центр притяжения, куда бы люди могли приходить и общаться друг с другом. Одним из таких центров была греческая церковь, но для более разносторонних контактов необходима была также светская организация.

Попытки объединения эмигрантов в Мозамбике при загрануч-реждении Российской Федерации в Мапуту начались еще в конце 1990-х годов. Этому способствовало законодательство Российской Федерации в отношении соотечественников, сложившееся за период 1990-2000-х годов. Политический курс России в эти годы был направлен на сближение и сотрудничество с соотечественниками за рубежом. Об этом говорят законодательные документы РФ конца 1990-х — начала 2000-х годов: Федеральный закон от 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 гг.) и другие.

В Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» непосредственно говорится, что «при органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы — советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно».
В рамках Правительства Российской Федерации была создана Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Кроме того, начал действовать Международный совет российских соотечественников. В «Программе работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы» обозначалось проведение многочисленных мероприятий с привлечением соотечественников, содействие их самоорганизации, информационному обеспечению, защите прав и свобод соотечественников, сохранению русской языковой и культурной среды. Особое внимание уделялось в Программе социально-экономическим вопросам и совершенствованию механизмов финансовой поддержки работы с соотечественниками, в том числе поддержки социально незащищенных слоев соотечественников.

В 11 пункте Программы говорится, что на МИД России и Росзарубежцентр возлагается задача «создания при российских загран-учреждениях консультативных советов соотечественников».

В начале 2000-х гг. посольство России в Мозамбике во главе с послом
В. В.Земским попыталось взять на себя объединяющую роль среди соотечественников. Благодаря активной деятельности российского посла в здании посольства для соотечественников устраивались вечера, а также совместное проведение российских праздников. Тем не менее, в тот период не удалось создать объединения. Этому во многом помешала некоторая бюрократичность в работе, не преодоленное дистанцирование посольства и его сотрудников от соотечественников, оставшееся от советских времен. Внезапная смерть российского посла на время прервала работу в этом направлении.

Сменивший его посол России в Мозамбике И. В. Попов, руководствуясь установками Российского Правительства на тесные контакты с соотечественниками с целью выяснения их проблем и предоставления возможной помощи для улучшения их жизни в стране пребывания, а также возвращения желающих на Родину, активизировал работу в этой области. В посольстве сейчас регулярно проводятся различные вечера и встречи, в определенные дни недели соотечественникам открыт доступ в библиотеку и бар посольства, на спортивные площадки, многие дети наших соотечественников учатся в школе при посольстве.

В 2005 году при посольстве был вновь организован Совет по соотечественникам, в который вошли и представители российской диаспоры в Мозамбике. Совет попытался объединить соотечественников в единую общественную организацию, опираясь на материальную базу посольства. Были определены основные проблемы соотечественников и возможные способы их решения, вплоть до помощи в возвращении желающих на Родину (таковых в этой стране не оказалось).

В 2007 году был создан Координационный совет соотечественников. На нем было принято решение о нецелесообразности создания отдельной от действующего при посольстве Совета самостоятельной структуры соотечественников. В качестве обоснования приводились причины материально-финансового порядка (отсутствие свободного помещения, оргтехники, сравнительная малочисленность диаспоры и т. д.). В то же время отмечалось, что предоставляемая Посольством инфраструктура (актовый зал, школа, библиотека и медиатека, спортивные площадки, бассейн, бар) служат естественной базой для проведения совместных с соотечественниками мероприятий. Из среды соотечественников в состав Координационного совета были доизбраны несколько кандидатур, пользующихся авторитетом и доверием.

На современном этапе отношение соотечественников к созданию объединения нельзя назвать активным. Относительное социально-правовое благополучие основной массы диаспоры снижает остроту этой проблемы. Такая тенденция характерна и для других стран Африки. Н. Л. Крылова, проводившая исследования по вопросу отношения женщин российских диаспор к созданию объединений, отмечает, что «на вопрос наших анкет «Целесообразно ли создание в стране нынешнего проживания ассоциации русских женщин?» положительный ответ дали в первом случае 68,5% от общего числа опрошенных; во второй анкете процент женщин, поддерживающих организацию такого сообщества снизился до 57,2». Таким образом, около половины женщин в странах Африки скептически относятся к созданию объединений. На собраниях соотечественников в Мозамбике, большую часть которых составляют женщины, также имеется большой процент сомневающихся в целесообразности таких идей.

Важное значение для адаптации российских граждан в Мозамбике имеет вопрос гражданства. Вопросы приобретения и утраты мозамбикского гражданства регулируются статьями Конституции Мозамбика, вступившей в силу с 1 января 2005 года.

Мозамбикское гражданство приобретается в результате вступления в брак с мозамбикским гражданином или гражданкой, причем только после 5 лет совместного проживания. Расторжение смешанного брака не ведет к утере приобретенного мозамбикского гражданства. Гражданство по натурализации может быть приобретено, если иностранец на дату подачи заявления проживал в Мозамбике не менее 10 лет, достиг совершеннолетия, владеет португальским или одним из национальных языков, имеет средства самообеспечения и законопослушное поведение. В исключительных случаях мозамбикское гражданство предоставляется за значительные заслуги перед мозамбикским государством.

Иностранные граждане, получившие мозамбикское гражданство, ограничены в правах быть избранными депутатами, быть членами правительства, находиться на дипломатической или военной службе.

Мозамбик является участником всех международных актов по правам человека. Однако, по словам прокурора г. Мапуту нашей соотечественницы Людмилы Мокаселе, их соблюдение находится на очень низком уровне из-за злоупотреблений властью со стороны правоохранительных органов, широко распространенной коррупции на государственной службе, слабости судебной системы, укоренившихся вековых традиций, ставящих, например, в подчиненное положение женщин, и т. д. Это усложняет жизнь наших соотечественников, хотя, надо сказать, отношение местного населения к европеоидной расе уважительное и доброжелательное, что, естественно, помогает россиянам успешно адаптироваться к местным условиям. Лояльное отношение к иностранцам со стороны местного населения объясняется также тем, что в самом Мозамбике проживает около 10 народностей и 50 племен, говорящих на разных языках.

Конституция Мозамбика не признает двойного гражданства. Гражданин Мозамбика на территории страны не может пользоваться каким-либо другим паспортом, кроме мозамбикского. С другой стороны, власти закрывают глаза на имеющееся второе гражданство мозамбикца, если он не использует эти документы на территории Мозамбика.

Это положение Конституции имеет прямое отношение ко многим нашим соотечественницам в Мозамбике, получившим мозамбикское гражданство, но не отказавшимся от российского. В связи с этим иногда возникают проблемы. Имея мозамбикское гражданство, наши соотечественницы получают возможность и льготы для приобретения жилья, получения работы, устройства своих детей в школы и вузы. В то же время они испытывают ряд неудобств при пересечении границы, поскольку обязаны предъявлять мозамбикский паспорт и внутреннее удостоверение личности. При поездках в Россию им приходится идти на ряд ухищрений, скрывать истинную цель выезда из-за отсутствия российской визы в мозамбикском паспорте, которую они не могут получить при наличии российского паспорта и сохранении российского гражданства.

В правовом отношении положение русских, работающих в Мозамбике, почти не отличается от положения местных или других иностранных граждан. При приеме на работу руководствуются принципом приоритета местных граждан: иностранца берут на работу при условии отсутствия претендента из коренного населения, желающего занять эту должность.

Как правило, сначала работника не берут в штат — он является контрактником. По окончании контракта работодатель может избавиться от работника на законных основаниях или взять его в штат с соответствующим кадровым оформлением. Контракт длится несколько месяцев, иногда лет, но при положительном решении после оформления всех документов работающий зачисляется в штат и фактически получает бессрочный контракт, что является для него при желании пожизненной гарантией работы: уволить «штатника» практически невозможно.

Работающего по контракту также довольно сложно уволить, т. к. государство дает гарантии сохранения рабочих мест всем работающим. Как правило, государственная служба оплачивается не очень высоко, но имеет социальные льготы: например, преподаватель университета может получить государственную квартиру, которой он лишается при оставлении работы. Частные фирмы и предприятия работают примерно по такой же системе. В них социальных государственных льгот не предусмотрено, но зарплата обычно выше.

Учреждения в сфере образования имеют похожую социальную структуру. Большая часть российских преподавателей и врачей проживает в столице в хороших социально-бытовых условиях. Специалистам-преподавателям Университет им. Эдуарду Мондла-не предоставляет за очень умеренную плату квартиры в Доме преподавателей Университета. Это служебная площадь. Она не передается по наследству, но преподаватель может жить там и после выхода на пенсию. Жильцы имеют льготы по оплате коммунальных услуг. Несколько врачей и преподавателей живут на территории Посольства России, имея возможность постоянно пользоваться инфраструктурой российского загранучреждения (бассейн, библиотека, бар, спортивные площадки).

Социальное положение, а также социальная защита наших соотечественников в Мозамбике находится на довольно низком уровне. Пользуясь уважением среди местного населения, они имеют относительно небольшую зарплату, позволяющую им прокормить свою семью, а некоторым из них удается даже накопить денег на поездку в Россию в отпуск (авиабилет из Мозамбика в Россию стоит достаточно дорого).

Необходимо подчеркнуть, что социальная защита соотечественников мало отличается от положения местного населения, почти единственная привилегия которого — приоритет при приеме на работу. Больше социальных прав у госслужащих — они имеют свои поликлиники, детские учреждения, пенсионное обеспечение. Не работающие в госсистеме также имеют возможность лечиться в обычной поликлинике, где уровень подготовки врачей приблизительно такой же, как и в частных клиниках, но существуют большие очереди из-за немногочисленности этих учреждений. Государственные поликлиники обслуживают очень большие районы, что, естественно, снижает качество «общедоступного» здравоохранения.

Социальная адаптация для женщин, вышедших замуж за мозамбикцев, имеет довольно длительный и тяжелый процесс. Женщина оказывается перед проблемой вхождения в незнакомую культуру. В то же время молодым супругам необходимо пройти непростой период строительства семейных отношений. Исследователь Н. Л. Крылова отмечает, что «сам по себе далеко непростой процесс изначального освоения любыми парами своих супружеских ролей в данной ситуации отягощается этнокультурным «одиночеством», в котором российская женщина оказывается в семье африканского мужа. Инструментами ее приспособления к жизни на чужбине становятся собственные социальные навыки, традиции и ценности родной культуры, на которые она с большим или меньшим успехом опирается, пытаясь интегрироваться в повседневную жизнь принимающего ее общества. Это своеобразное, можно сказать, уникальное положение во многом определяет темпы и характер адаптации в принципиально новых для женщины условиях бытия»

Многое зависит от мужей наших соотечественниц. Семьи в Мозамбике составляют большие кланы, в которых существуют свои порядки и обычаи. Довольно часто семьи собираются кланом для обсуждения своих проблем, для совместного празднования различных событий, для отправления религиозных обрядов и т. д. Участие в них обязательно для всех, что может стать для русской женщины довольно мучительной обязанностью, поскольку она не знает многочисленных правил и условностей данных мероприятий. Например, похороны в Мозамбике сопровождаются песнями и танцами и считаются чуть ли не радостным событием, что совершенно чуждо ментальности русских, да и европейцев. В результате этого может появиться отчужденность и неприятие «новой родственницы» в клане. Отсутствие поддержки и понимания со стороны мужа может усугубить положение такой женщины.

Большое значение имеет религиозная ориентация супруга. Сложнее адаптироваться в мусульманской семье (таких 17,8%), легче — в христианских или семьях, исповедующих местные культы, а также в тех семьях, где имеется совмещение христианской религии с местными культами. Например, в православной семье женщина, как правило, свободно может посещать греческий храм, находящийся в Мапуту.

Отношение к браку в мозамбикском обществе нельзя назвать образцовым. Количество разводов довольно велико. Это в равной степени касается и смешанных браков с россиянками. Некоторые мозамбикские студенты, создав семьи в России, затем уезжают в Мозамбик и пытаются уклониться от своих обязанностей под предлогом неустроенности на родине (российскому посольству в начале 2000-х гг. пришлось принять участие в розыске по просьбе русской тещи одного мозамбикца, оставившего жену и ребенка в России и пытавшегося уклониться от своих обязанностей по отношению к ним).

Женщины в смешанных браках, следуя местной традиции, имеют обычно троих-четверых детей. Однако в случае развода, оставшись без мужа, как правило, наши соотечественницы находят себе работу и вполне способны прокормить своих детей. Многие из них остаются в Мозамбике на многие годы, нередко выходят замуж за находящихся в стране европейцев, чаще всего португальцев. Необходимо отметить, что льготы и государственные пособия играют здесь не последнюю роль, особенно бесплатное образование и лечение.

Будущее любой диаспоры — в ее детях. Конечно, дети от смешанных браков чаще всего мыслят свое будущее только в Мозамбике, поскольку схожесть внешнего облика и цвета кожи с мозамбикцами не вызывает у них большого желания строить свое будущее в России или в европейских странах, где, по их мнению, у них могут возникнуть дополнительные нежелательные проблемы. Однако эта часть диаспоры неизбежно размывается в дальнейшем из-за ассимиляции местным населением, забывает русский язык, полностью переходя на местную почву на бытовом и культурном уровнях.

Дети российских врачей и преподавателей, как, впрочем, и некоторые дети из смешанных браков, стремятся получить свое образование в России или в Европе. Такое стремление вызвано естественным желанием получить качественное и желательно недорогое образование. Кроме того, довольно большая часть детей российских врачей и преподавателей не исключают для себя возможности устроить свою судьбу в России или в странах Европы (чаще всего в Португалии), поскольку желающие остаться в стране встречаются со многими трудностями, главным образом с имеющейся в стране безработицей, а также с устройством личной жизни. Немаловажным фактором является нехватка общения, культурного досуга, криминогенная обстановка в стране, малочисленность и неудовлетворительное состояние дорог, грязь на улицах и плохое состояние жилищного фонда в городах страны, т. е. неразвитая инфраструктура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *