Русская диаспора в Мозамбике: прошлое и настоящее. Часть 2

Российская Академия Наук, Институт Африки, Москва, 2005 г.

Рябова Вера Ивановна

Русская диаспора в Мозамбике.
Прошлое и настоящее.*

____________________________________________________

*с сокращениями

ЧАСТЬ 2

Участие современной российской диаспоры в развитии культуры и образования в Мозамбике

Большое значение для культурного развития страны имели тесные многогранные связи Мозамбика с СССР в 1970-1980-е гг. В процессе укрепления двусторонних отношений был создан Комитет дружбы между двумя народами (КАМОФЕР). Как уже говорилось ранее, в Мозамбик были направлены советские преподаватели, врачи, а также советские военные советники и специалисты (многие с семьями).

Российская диаспора, образовавшаяся в Мозамбике в 90-е гг. ХХ в., формировалась в довольно специфичной среде, поскольку культурное развитие Мозамбика на протяжении многих веков подвергалось влиянию многих очень различных мировых культур.

С середины ХХ в. начался рост национального самосознания мозамбикцев, особенно проявившийся в сфере культурной жизни. Появилось даже выражение «культурный национализм». Этот фактор, а также социалистические идеи, взятые на вооружение после освобождения от португальцев, стали причинами сближения Мозамбика с СССР после падения колониального режима в 1975 году. СССР в 1975-1985 гг. оказывал значительное влияние на политический курс Мозамбика, да и на все остальные сферы жизни страны. Как и во многих других странах Африки, в Мозамбике начался процесс деколонизации, что выражалось в отрицании идеологических и материальных устоев, привнесенных капиталистической Португалией и повышенное внимание к социалистическому Советскому Союзу. Партия ФРЕЛИМО (Фронт освобождения Мозамбика), созданная еще в начале 1960-х гг., взяла власть в свои руки и стала проводить курс на строительство социалистического государства.

Ориентация на развитие отношений с СССР выразилась в области военно-технического, экономического, научного, образовательного и культурного сотрудничества. В 1980-е гг. в Мозамбике действовало советское торговое представительство, работало большое количество совместных компаний и торговых фирм. Осуществлялись регулярные рейсы Аэрофлота по маршруту Москва-Мапуту.

Своеобразие российской диаспоры было обусловлено именно ее формированием. Основная часть оставшихся после распада СССР в 1991 г. советских граждан первоначально не имела цели стать эмигрантами: в течение продолжительного времени они ожидали причитающиеся им за работу деньги, часть которых по договору должна была выплатить советская сторона, но так и не дождались. В то же время их настораживали произошедшие на родине перемены, что создавало некоторую неопределенность будущего существования по возвращении. Именно поэтому многие наши соотечественники, оказавшиеся тогда в Мозамбике, сначала ждали перезаключения контракта, затем заключали индивидуальные договоры с мозамбикской стороной, а уже гораздо позже принимали осознанное решение остаться в Мозамбике.

Многие преподаватели и врачи приехали позже. Основная часть преподавателей — российских эмигрантов — работает в Университете им. Эдуарду Мондлане (главным образом на факультетах точных наук). Как правило, все врачи и преподаватели пользуются уважением и имеют авторитет в своих кругах и среди местного населения. Большинство поддерживает тесные связи с родиной, периодически выезжает туда вместе с детьми (в основном в отпуск).

Свою лепту в развитие культуры и образования в Мозамбике вносят российские гражданки, вышедшие замуж за мозамбикских студентов в России. Как уже говорилось выше, в начале 80-х гг. ХХ в. в связи с развитием отношений между СССР и РМ количество таких студентов значительно возросло. Определенную роль здесь сыграло соглашение между Советским Союзом и Мозамбиком об эквивалентности дипломов, подписанное обеими сторонами в 1977 году. Советские, а позже российские дипломы ценятся в стране: мозамбикские выпускники наших вузов легко трудоустраиваются у себя на родине. Если в 1989 году, как отмечалось ранее, смешанных семей в Мапуту насчитывалось 25-30, то в настоящее время в Мозамбике находится около 50 российских гражданок, вышедших замуж за мозамбикцев.

С другой стороны, Мозамбик, несмотря на активное сотрудничество с СССР, а затем с РФ в области подготовки собственных кадров с высшим образованием, до сего времени испытывает острый их недостаток. Особенно ощущается этот дефицит в сфере государственного управления. «В Мозамбике, например, в 2003 г. высшее образование имели лишь 3% кадров национальной государственной администрации. Сокращение внешней помощи и государственного финансирования университетов в кризисные годы привело к тому, что многие из них фактически прекратили свое существование».

Хорошее высшее образование стремятся получить в ЮАР, считая ее «настоящей европейской страной», но это могут себе позволить только обеспеченные люди. К Португалии относятся как к европейской провинции. Корни такого отношения уходят к колониальной эпохе. Великобритания в своих колониях стремилась, помимо внедрения христианства, дать местному населению определенный образовательный уровень. В португальских колониях этой проблеме не уделялось должного внимания.

Мозамбик стоит перед проблемой основательной подготовки собственных кадров, и в этой связи высокий профессиональный уровень преподавателей-россиян имеет огромное значение. Отказ от развития научно-познавательного комплекса «для многих стран региона будет означать распад социального организма и выпадение из цивилизационной эволюции в соответствии с современными глобальными тенденциями и ценностными ориентациями». В связи с этим на первый план выходит задача реформы высшего образования, где не последнюю роль играют наши соотечественники, преподающие в вузах Мозамбика.

Благополучие страны и ее граждан зависит от прогрессивного развития страны. В этом смысле социально-экономическое развитие Мозамбика тесно связано с образовательным уровнем ее граждан. Сейчас на фоне достаточно низкого уровня развития Мозамбик ежегодно теряет своих специалистов с высшим образованием, перебирающихся в более развитые страны. Происходит «утечка умов». Эта проблема существует не только в Мозамбике, но и в других странах региона.

В связи с этим «среди первоочередных реформ, необходимых для стимулирования социально-экономического развития стран Африки южнее Сахары, одна из ведущих ролей принадлежит реформе образовательной системы (а шире — национально образовательного и научно-познавательного комплекса). Именно последняя призвана обеспечить столь необходимые ныне освоение современных знаний и их последующее использование в интересах развития африканских стран, подготовку кадров различного профессионального и качественного уровня, без которых невозможно решать эти задачи и, наконец, существенно поднять общественный престиж образования и знаний, а также статус образованных специалистов, воспрепятствовать «утечке умов» — их массовому выходу из стран региона».

В настоящее время, по словам Ю. В. Непомнящих, преподавателя Университета им. Эдуарду Мондлане, за образец для создания новой образовательной системы была взята Болонская система.

Сейчас идет интеграция в болонский процесс, что проявляется в сокращении часов на аудиторные занятия, т. е. делается упор на самостоятельную работу студентов. Активно внедряются модульные системы обучения и рейтингового контроля. В последние годы вузы перешли на систему 6-летнего обучения, включающую бакалавриат
(4 года) и магистратуру (2 года), причем последние 2 года обучение платное. Верно ли выбрано данное направление реформы образования, покажет время.

В системе образования важна также и ее нижняя ступень — общеобразовательная школа. В Мозамбике уровень этого образования очень низок — даже в коммерческих школах он далек от современных требований к школе. На этом фоне общеобразовательная школа при посольстве России выглядит очень притягательно — многие смешанные семьи предпочитают именно эту школу, где дети, кроме всего прочего, смогут достаточно хорошо изучить русский язык и русскую культуру.

В стране имеется достаточно большое количество частных учебных заведений всех ступеней обучения, оплата в них доходит до 200 долларов в месяц. Однако большинство родителей, как мозамбикцев, так и русских, предпочитают отдавать своих детей в государственные школы, несмотря на низкое качество обучения и плохие условия для учебы. Школы в Мозамбике имеют слабое техническое оснащение. Иногда в школах даже нет столов, не говоря уже о компьютерах и кондиционерах (при отсутствии остекления оконных проемов во многих школах об этом, конечно, не может быть и речи). Часто нет даже элементарного набора предметов: учебников — за исключением двух начальных классов, тетрадей, ручек, мела в классах. В условиях довольно жаркого климата и нередких тропических ливней процесс обучения становится иногда проверкой на выносливость как для учеников, так и для учителей.

Причиной приоритета для родителей обучения их детей в государственных школах является то, что после окончания такой школы ребенок имеет практически гарантированное право на поступление в вуз в отличие от окончивших частные школы. Проведение реформы школьного образования в Мозамбике не осуществляется, в частности, пока даже не обсуждался переход на систему Единых Гос-Экзаменов (ЕГЭ). В стране действует старая система выпускных экзаменов.

* * *

Российская эмиграция в Мозамбике всегда имела в своей среде немалый творческий потенциал В 1930-е годы в Мозамбик попал представитель первой волны эмиграции Виктор Архипович Иванов. В 1936 г. он приехал в Южно-Африканский Союз с хором С. А. Жарова, решил остаться и поступил в штат португальской газеты «Нотисиаш», издававшейся в столице Мозамбика Лоренсу-Маркише (издается до сих пор).

Представители российской диаспоры проявили себя на литературном поприще, а также в области искусства. Один из писателей, а, кроме того, старейший из эмигрантов в Мозамбике — Лев Эрнестович Крэгер. После В. Иванова он первым из наших соотечественников обосновался в Мозамбике в 1953 году. Сын белоэмигранта, покинувшего Россию в 1924 году, он несколько лет жил в Харбине, окончил там школу, работал в разных районах Китая, а после революции в Китае выехал в Европу, откуда через некоторое время вместе с семьей приехал в Мозамбик, где ему предложили работу.

Л. Крэгер был чрезвычайно разносторонней личностью. Это был «охотник, путешественник, человек, соединивший в себе русскую, немецкую, английскую, африканскую культуры, владеющий пятью языками, включая португальский и китайский». Л. Крэгер посвятил свою жизнь охоте и изучению животных, написал три книги, в которых с несомненным талантом описал свой жизненный путь, а его рассказы о животных не уступают лучшим образцам мировой анималистической прозы. Одна из этих книг «Лев, который родился в рубашке» издана в России в 2001 г.; о двух других известно только название и место издания. Это книга «Мой последний слон» , вышедшая в Нью-Йорке , и «Моя жизнь в коротких рассказах» ,  вышедшая   в ЮАР.

Крэгер считал, что, хотя он прожил достаточно трудную жизнь, эта жизнь была очень счастливой. Об этом говорит и название его книги. Именно неиссякаемый оптимизм, которым пронизаны книги писателя, а также умение взглянуть на ситуацию с юмором, помогли ему пережить все трагедии ХХ века: революции в России, Китае, Мозамбике, две мировые войны и множество гражданских войн. А ведь революции буквально преследовали его: сначала в России, затем в Китае. В Мозамбик он поехал отчасти именно потому, что эта страна, как он сообщил жене, находится «очень далеко от России и от Китая». Крэгер очень надеялся, что в Мозамбике не будет каких-либо революционных перемен.

Однако судьба вечно сталкивает человека с тем, от чего он бежит. Автор описывает эти события с философской отрешенностью и присущим ему юмором: «Мы жили хорошо, пока португальцы не покинули свои африканские колонии. Мозамбик стал независимым в 1975 году, и мы снова оказались перед портретами Ленина и Маркса. Через пару лет правящая партия ФРЕЛИМО и оппозиционная партия РЕНАМО (Мозамбикское национальное сопротивление — В. Р.) вступили в борьбу, результатом чего стала длинная и кровавая гражданская война. Она окончилась только в 1992 году, мирное соглашение подписано в Риме. За эти бурные годы маленькая империя, которую я построил, была почти разрушена, и мы остались среди развалин. Сейчас моя фирма старается восстановиться, но у меня нет сил продолжать борьбу и я ушел в отставку». Для пояснения необходимо сказать, что Л. Крегэр создал очень удачную фирму, занимавшуюся сопровождением на сафари иностранцев, приехавших поохотиться. Опытный и азартный охотник, он нашел свою нишу в бизнесе, и много лет занимался любимым делом, которое имело прямое отношение к туризму.

Туризм в Мозамбике ждет большое будущее. Здесь имеются прекрасные многокилометровые песчаные пляжи, острова с пляжами и тропической растительностью, национальные парки, которые, конечно, надо приводить в порядок, что, кстати, уже делается.

В настоящее время власти Мозамбика пытаются возродить заповедники. На юге страны, ближе к границе с ЮАР, уцелело после многочисленных войн стадо слонов. Здесь уже создан небольшой заповедник. На западе страны в районе реки Лимпопо и гор Либомбо находится заповедник «Лимпопо», являющийся естественным продолжением знаменитого южноафриканского «Крюгер-парка» на территории Мозамбика. Наличие всех основных африканских животных в саваннах Мозамбика вполне позволяет проводить там такие же прогулки-сафари для туристов, как в ЮАР, Свазиленде или Кении.

Климат в Мозамбике намного комфортнее климата более близких к экватору и находящихся на экваторе стран Восточной Африки, где имеются знаменитые заповедники Кении и Танзании. В настоящее время происходит объединение «Крюгер-парка» с Национальным парком в Мозамбике и парком «Гонарежу» в Зимбабве. Общая площадь такого парка составит 30 тыс. кв. км. Это будет самая большая резервация животных в мире. Конечно, в этой области предстоит большая работа по улучшению туристической инфраструктуры. Несомненно, что существовавшая до войны 1970-1980-х гг. в Мозамбике сафари-компания Л. Крэгера может служить примером для деятельности современных туристических фирм.

Необходимо еще добавить, что Л. Крэгер впервые начал писать, когда ему исполнилось 70 лет, что не только не помешало, а скорее помогло ему в первом рассказе своей книги «Лев, который родился в рубашке» подробно и эмоционально передать историю своей жизни. Остальные его рассказы посвящены исключительно охоте и животным. В заключение к рассказу о Л. Крэгере добавим, что он прожил до 92 лет и умер в 2004 году. После его смерти в Мапуту оставалась жить его супруга, которую соотечественники называли «бабушка Ханна».

В числе первых эмигранток была также Марина Смолина, художница, приехавшая в Мозамбик в 1970-х гг. Материальное положение ее было довольно тяжелое. Прожив здесь 15 лет, она уехала в Канаду.

Один из наиболее активных представителей российской диаспоры Акиль Аскарходжаев приехал из Узбекистана еще по советско-мозамбикскому контракту в 1989 году как геофизик, преподаватель физики в Университете им. Эдуарду Мондлане. Акиль совместил в своем творчестве профессию геофизика и художника. Главное его увлечение — мозаичные картины из камней. Под его руководством на кафедре Университета работает целая группа энтузиастов (в основном студенты), которая создает удивительные мозаичные картины из полудрагоценных камней, побывавшие на многих выставках, как в Мозамбике, так и в других странах. Организуются и выставки-продажи — мозаики Акиля приобретают различные организации, а также частные лица.

Темы таких мозаик — жизнь Африки во всех ее проявлениях: портреты, жанровые картины, анималистика, а также натюрморты. Мозаичные картины наполнены светом и яркими красками, что очень характерно для самой Африки и ее народов. Автор использует изумительной красоты камни Южной Африки — аметисты, лазуриты, гранаты, сердолики, хризолиты, хризопразы, агатовые камни.

Картины передают ощущение радости бытия, красоты жизни. Мозаики изображают африканок в танце или идущих по делам с корзинами на голове, несущих за спиной своих малышей. Тема материнства очень часто появляется в сюжетах картин. Некоторые из них можно назвать «Африканская мадонна». Другой, не менее интересный, сюжет — анималистика. Это изящные жирафы, свирепые, но притягивающие своим величием львы, быстроногие антилопы и т. д. В Мозамбике достаточно много талантливых россиян, таких, как Акиль Аскарходжаев, и они пробивают себе дорогу, хотя некоторые сетуют на то, что для творческих людей в Мозамбике нет соответствующей среды.

Однако в Мозамбике есть свои художники, архитекторы, музыканты и великолепные танцоры. Изделия племени маконго пользуются большим спросом у туристов в качестве сувениров. В 1990-е гг. в Мозамбике сложилась своя национальная художественная школа. В столице проводятся различные выставки. Таким образом, условия для взаимообогащения двух культур есть, необходимо лишь проявлять инициативу.

Многие наши соотечественники добились значительных успехов в карьере. Людмила Мокаселе занимает должность прокурора в Мапуту. Один из ее сыновей, Дмитрий Яцюк, учился в местном университете. Прекрасный знаток истории, Дмитрий много путешествует, пишет статьи на различные темы, помещая их в местные издания. В Мапуту преподает виолончелистка Елена Владимировна Алвеш. Одна из россиянок стала директором кооперативного учебного заведения.

Своеобразную лепту во взаимный культурный обмен двух стран вносят и представители «малого» бизнеса. Широкую известность в столице страны городе Мапуту имели русский ресторан «Два Ивана» и ресторан украинской кухни. Конечно, основными посетителями таких ресторанов стали наши соотечественники, однако местные жители также проявляли интерес к славянской кухне. В столице имеется несколько пошивочных мастерских, организованных представителями российской диаспоры, где шьют одежду на заказ.

Некоторые наши соотечественники, в том числе женщины, вышедшие замуж за мозамбикцев, имеют ученые степени кандидатов наук. Одна из них, Любовь Лушинская, мастер спорта, закончила аспирантуру и получила степень кандидата наук в области спорта. Несколько лет она преподавала в Университете им. Эдуарду Мондлане в Мапуту, затем стала давать частные уроки большого тенниса. В настоящее время Л.Б.Лушинская ведет группу девушек-теннисисток, которые участвовали и побеждали в самых различных соревнованиях, в том числе международных. Такие соревнования часто проводятся в Субсахарском регионе Африки. Необходимо отметить, что мозамбикцы, как и все африканцы, очень спортивны и занимаются многими видами спорта.

Конечно, не всем соотечественникам удается устроиться работать по специальности. Так, например, одна из россиянок, физик-оптик Ольга Шенене (Ободина), работает в издательстве, где занимается компьютерным дизайнерским оформлением различных изданий, а также оформлением офисных документов по заказам клиентов.

Наши соотечественники работают в самых различных отраслях экономики и культуры, в управленческих сферах и предприятиях Мозамбика: в министерствах, в медицинских и образовательных учреждениях, банках, на рыболовецких предприятиях, в издательствах, типографии, в туристических фирмах, в фирме по продаже машин и т. д.

Тот факт, что значительная часть российской диаспоры в Мозамбике представляет собой слой интеллигенции, является несомненной причиной активного участия россиян в культурной жизни страны. Российские преподаватели высшей школы и раньше, и в настоящее время выделяются своей профессиональной подготовкой среди представителей китайской, индийской высшей школы, а в области точных наук и среди представителей высшей европейской школы, в связи с чем играют существенную роль в развитии высшего образования в стране.

Высокая квалификация российских врачей, приехавших работать в Мозамбик в конце 1980-х гг., определенно повысила планку уровня здравоохранения в стране. Многие мозамбикские врачи, учившиеся в СССР и затем в России, начинали работать под непосредственным руководством врачей из русской диаспоры, что, естественно, оказало влияние на их профессионализм, а также на всю систему здравоохранения Мозамбика. Однако необходимо отметить, что за последние годы возросло и продолжает расти дальше влияние китайцев в этой области.

Можно сделать вывод, что за все эти годы русская диаспора привнесла лучшие достижения и традиции своей страны в образование и здравоохранение Мозамбика. Наши соотечественники, проживающие в Мозамбике, внесли и вносят достойный вклад в развитие взаимопонимания между нашими народами, во взаимное приобщение к культурным традициям и достижениям обеих стран. Русская диаспора в Мозамбике — это «этнокультурная часть нас самих, эти люди вправе ожидать от Родины и населяющих ее людей большего внимания, сохранения и укрепления неформальных связей, нашего участия, проявляемого в самых разнообразных формах..

Развитие туризма будет способствовать укреплению культурных связей как в регионе, так и с Россией. Возможно, в дальнейшем туризм станет одной из важнейших сфер бизнеса соотечественников-предпринимателей в Мозамбике. Это могло бы поднять на новый уровень как экономическое, так и культурное сотрудничество России и Мозамбика, и в этом смысле вклад соотечественников, знающих особенности страны и региона в целом, был бы неоценим. «Туризм — не только экономика. Это еще и активное межкультурное взаимодействие, благодаря которому элементы одной культуры проникают в другую, обогащая ее».диаспора2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *