Красная Акация

Видение истории португальской колонизации распространилось по всему миру, но это не вся правда, а иногда — настоящая ложь.  Это смесь разнообразных мнений, некоторые из которых сохраняются для удобства тех, кто их написал и после того, как были прочитаны .
В настоящее время еще продолжают освещаться некоторые факты, чтобы сохранить статус — кво.

Будем более внимательны к фактам, рассказанными очевидцами, до того, как эти люди и их свидетельства исчезнут навсегда.

Вот почему родилась Мозамбикская ассоциация памяти Акация Вермелья («Красная Акация»), собирающая истории жизни людей, которые пережили обе версии так называемой «португальской колонизации», и которым предлагается рассказывать факты, чтобы эти факты помогли написать историю Мозамбика и Португалии с прозрачностью и целостностью.

Сегодня одна из них-Лаура Сейшас рассказывает свою историю

Лаура Сейшас


Лаура Сейшас показывала Приют для девочек в Намааше со слезами на глазах.

Здесь проходило ее детство,  жила семья. В одном из корпусов приюта раньше был театр. Сейчас он полуразрушен.  « …были прекрасные костюмы — королей, рыцарей, дам… дети пели…был оркестр…Сейчас этого ничего нет. Я помню эти скамьи, стены…Теперь, вы видите-на стене портрет. Узнаете?

Портрет Ленина сохранился с времен революции

Должна ли я рассказать вам о друзьях, которые были изгнаны в 24 часа и с 20 кг вещей в чемодане из Мозамбика?
Я не исключение. Я покинула Мозамбик 16 апреля 1976 года после национализации Дома
Но с 2 февраля 1976 года,  я была еще  75 дней без средств к существованию.

Да, войны вызывают психологические раны, восстания и жажду мести. Ни один из нас, особенно те, кто родился здесь, не согласится с войной.»

Лаура никогда не считала себя завоевателем.

«Может быть, я в привилегированном положении, чтобы говорить
без комплексов о рабстве в 20-м веке в Мозамбике, потому что я-пра-правнучка великой пра-прабабушки,  успешной бизнес-леди, жившей в Катембе, она была темнокожей и никогда не была рабыней. Ее звали Аделаида  по фамилии Шонгуэлассаба.

На фотографии дочь Аделаиды, Пальмира, моя бабушка.  Она родилась в 1900 году и умерла в 1932

У моей прабабушки Аделаиды были давние отношения с немецким купцом, г-ном Фрицем Вирт, партнером в компании Breyner & Wirth (импорт машин). У них были две дочери, одна из них — моя бабушка на фотографии.

Прадед  Фриц Вирт выдал замуж одну из своих дочерей, мою бабушку Пальмиру, за португальца из таможни Лоуэнсо Маркиза (теперь Мапуту). Его звали Томазо, Абреу Бастос. К сожалению, они оба умерли в молодом возрасте от туберкулеза оставив шестерых детей. Детей, в том числе и мою маму, воспитала их тетя, Роза Вирт, незамужняя сестра  Пальмиры .

Эта дама была сестрой моей бабушки: Роза Вирт Шонгуэлассаба, она всегда была красивой женщиной . А это его 6 детей, среди которых моя мать Жозефина, девушка, которая стоит.

Поскольку она была одинокой, отец решил защитить эту дочь —  Розу Вирт — пенсией. Он решил, что его компания оплатит незамужней дочери пожизненную пенсию, что и было выполнено. Она умерла в 1974 год

Я росла в этом приюте

Мой отец, сирота по матери, еще ребенком, сопровождал своего отца в экспедициях в Мозамбик, всегда с маман и черным инвалидом португальских войск.
Пока его отец не возвращался в Португалию, его бабушка Лора, моя прабабушка, воспитывала его до 21 года. Повзрослев, мой отец вернулся на свою землю, в Мозамбик.

Моя мама умерла от рака в возрасте 40 лет, в Лоуэнсо-Маркес в ноябре 1964 года, а в пасхальный день 1965 года мы с сестрой были помещены в школу-интернат —
убежище – в горах Намаша , — которая была открыта недавно. Это было красивое, совершенно новое здание, которое вы называете Горным укрытием.

Эта лохматая девочка — я

Моя жизнь в качестве ученицы в Намааше, в возрасте 8 лет, была непростой, но потом, мне пришлось привыкнуть к ней. Это никогда не бывает легким для ребенка или молодого человека: отдельно от семьи, 24 часа среди совершенно чужих людей, подчиняться неизвестным и строгим правилам. В горах в холодную погоду надо выбираться из постели в 5:30 утра для того, чтобы быть на мессе в 6:00 утра.
Вымытые, одетые, заправлены кровати и убрана одежда — все должно быть аккуратно…

В моем беззаботном детстве я никогда не чувствовала различий, эту РАЗНИЦУ- принадлежать семье с двумя цветами. И не чувствовала, того, что европейская сторона, прибывшая в Мозамбик за 2 года до моего рождения, могла быть оскорблена признанием «микст» — юридически признанным или превосходившим «Африканскую среду». Было, конечно, много таких семей, как наша, которые ошибочно описали, что «…комплексы неполноценности росли из-за нездорового сосуществования между чернокожими
и белыми, чернокожими и «ни белыми, ни черными», ни белыми и «ни черными, ни белыми »или « Микст », как говорилось в то время.
Даже сегодня эта реальность проявляется в Мозамбике, Португалии и во всем мире.

После выхода на пенсию, я вернулась в Намаашу в качестве преподавателя и волонтера.

Сейчас в приюте Девы Марии в Намааше  600 детей. И с ними  взрослые

Это не только три монахини- старшая колледжа, сестра Долоринда,
Ирма Мари Педро, нынешний директор, и казначей , сестра Розетта.

Остальные  присутствуют в классах и помогают.
Они справляются. Дети понимают, что приют дает им  дорогу в жизнь и это понимание держит дисциплину.
Что важно для приюта, так это волонтеры, которые могут оставаться там в течение года. Это добровольцы у которых назначен ежедневный график работы и они, так же,  выполняют другие задания — помощь в столовой, часовне и т. д.

Также есть горничные, прачка,  кухонные рабочие,  швея, пекарь, садовники, охранники. Преподаватели посылаются Министерством образования.»


В приюта находится католический домовой храм. Там служатся мессы. Христианство-можно назвать религией Мозамбика.
Лаура рассуждает: «Я не признаю feiticaria(магию) как религию. Это — предковая практика, хотя я и признаю, что опыт племени по-прежнему воспринимается.  И, вы извините, за то, что я собираюсь сказать: Многие религии христианского происхождения по-прежнему сохраняют определенные ритуалы, и многие священники или пасторы имеют большое психологическое превосходство над верующими и их последователями.
И они продолжают поддерживать эти убеждения, как способ увековечить свою власть.
И это очень напоминает…
Но, это мое личное мнение. Оно может отличаться от официального.»

— Лаура, в чем была главная ошибка португальской колониальной политики, которая привела к революции?

« Вы знаете, Португалией в течение 40 лет управлял Оливейро Салазар, который держал Португалию закрытой от ветров перемен, от общеевропейской политики. Но нельзя было ждать, чтобы проводить необходимые реформы. Это промедление привело к войне в колониях, чего никогда не должно было быть!
Салазар и его окружение никогда не хотели делать поэтапную деколонизацию, потому что их не интересовал португальский солдат, который умер или стал калекой на войне.  Они более хотели устроить выпускникам академии комиссии в Заморских странах, чтобы сделать их богатыми и более могущественными.
Однако, Салазар был простым человеком, который никогда не играл в поддержку колоний для своего собственного безумного обогащения, и, чтобы заполнить казну Португалии.
И, я повторяю, ни один из нас, особенно те, кто родился в Мозамбике, не согласился с войной.»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *